aif.ru counter
Наталия Горбань 0 98

Роспись, которая меняет судьбу. Когда увлечение может стать смыслом жизни?

Для пенсионеров курсы по росписи – место для общения, а для молодых девушек – поля для творческой самореализации.

Роспись по дереву - дело интернациональное, которое объединяет всё и всех.
Роспись по дереву - дело интернациональное, которое объединяет всё и всех. © / Наталия Горбань / АиФ

Казалось бы, что может связывать Усть-Илимск, Хохлому, нижегородский Городец, Урал и реку Мезень, что в Архангельской области? Ответ на этот вопрос знают народные мастера, которые живут в сибирском городе и занимаются росписью по дереву в городецкой, хохломской, мезенской и тагильской техниках.

Сила притяжения

Шкатулки и ложки, тарелки и разделочные доски, сувенирные пасхальные яйца и колокольчики, вазы, лейки и даже столярные инструменты, расписанные яркими цветами, орнаментами и узорами, выставлены сейчас в экспозиции ремесленного подворья в Иркутске. Их авторы – четыре рукодельницы из Усть-Илимска: Елена Михеенкова, Нина Королёва, Наталья Зинченко и Елена Волк. Пару лет назад они объединились в одну команду и назвали свою группу «Расписной квартет».

«Ведущей скрипкой» в этом творческом союзе можно назвать Елену Михеенкову, которую в Усть-Илимске считают основательницей настоящей сибирской школы росписи по дереву. Архитектор по образованию, в 90-е годы она занялась этим народным промыслом, причём настолько успешно, что смогла увлечь творческим делом многих своих земляков. Кстати, остальные три участницы «Расписного квартета» – её ученицы. Они пришли заниматься к Елене Николаевне уже взрослыми – можно сказать, вполне состоявшимися людьми, а в итоге кардинально изменили свою жизнь.

Например, Наталья Зинченко предпочла стать профессиональной расписчицей, отказавшись от карьеры психолога, а Елена Волк после окончания школы искусств оставила работу экономиста строительной отрасли и переквалифицировалась в педагога.

«Роспись так притянула меня к себе, что я решила сменить профессию, и не жалею, что так поступила: в этом деле больше общения с людьми, возможностей для самореализации», – призналась Елена Волк.

Теперь все рукодельницы уже не один год преподают в усть-илимской школе искусств № 2 – обучают росписи по дереву и детей, и взрослых. Кстати, это очень популярное направление народного творчества у жителей города. Как говорят мастерицы, из двухсот человек, ежегодно обучающихся в школе, восемьдесят, как правило, осваивают именно это ремесло. А сама усть-илимская роспись признана лучшей в нашей области.

Своя рука

«А конкуренция, которая присуща творческим людям, не мешает вам работать?» – интересуюсь я у мастериц из «Расписного квартета».

«Создать такой творческий союз – это очень хорошая идея, потому что мы помогаем друг другу, стараемся сделать свои изделия интересней, правильней, полезней. Вообще, слова Ветрувия «Польза, прочность, красота» – девиз и мой личный, и нашего объединения. Всё должно быть сделано прочно, красиво и полезно, а самое главное – должно украшать жизнь людей», – уверена Елена Михеенкова. 

Её слова подтвердила одна из посетительниц выставки, которая поделилась со мной своими впечатлениями: «Это какое-то волшебство: я пришла сюда в мрачном настроении из-за неприятностей на работе, а через полчаса совершенно забыла о них. За разглядыванием узоров даже не заметила, как стала улыбаться: всё такое красивое, солнечное, позитивное».

При этом среди двухсот работ на выставке невозможно найти даже отдалённо напоминающих друг друга. Каждая вещь – реально уникальная и неповторимая, хотя для росписи экспонатов использовались всего четыре техники.

«Да, мы – мастера одного профиля, но все – абсолютно разные, у каждого из нас своя рука и свой почерк», – утверждает Елена Волк.

Например, Наталье Зинченко больше по душе мезенская роспись – самая древняя у славян, но при этом самая загадочная и малоизученная.

«В далёкие времена ею украшали предметы быта, которые должны были оберегать семью, приносить в неё мир и достаток, – объясняет народный мастер. – Но мы почему-то покупаем «китайский фен-шуй» и верим в его силу, хотя у нас есть свои исконно-русские, родные аналогичные предметы. Наверное, поэтому мне очень нравится заниматься росписью и обучать этому делу других. Ведь так мы сохраняем нашу культуру и традиции, пусть это и звучит пафосно».

Каждая участница «квартета» может очень много рассказать о предметах с мезенской, хохломской, тагильской и городецкой росписью, для чего они предназначены, что обозначают. При этом устьилимцы привносят в них наши сибирские элементы: например, в мезенскую роспись – белочек, в хохлому – шиповник, в тагильскую – грибы, шишки, а рябина так вообще стала практически обязательной в каждой технике. Вообще роспись по дереву, уверены художницы, – дело «интернациональное», которое объединяет всё и всех.

Кстати
По наблюдениям мастериц, среди взрослых учиться росписи по дереву чаще всего приходят пенсионеры, которым нужны не столько новые навыки, сколько общение друг с другом. А, к примеру, молодые девушки очень часто используют полученные умения для дизайна ногтей – создавая необычные миниатюры.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Можно ли отказаться от оформления страховки при покупках в магазине?
  2. Могут ли мошенники звонить с официальных номеров банков?
  3. Сколько заплатят труженикам тыла Иркутской области?
  4. Где можно выбрать способ начисления платы за ТКО?
  5. Можно ли оплатить вывоз ТКО через Систему «Город»?
Какую литературу вы предпочитаете?