Дарья Галеева 0 664

«Иркутску повезло от невезения».Михаил Казиник - о школе будущего и бизнесе

«Человек-оркестр» впервые прилетел в областной центр.

Михаил Казиник.
Михаил Казиник. © / Ксения Мирная / АиФ

Искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссёр, просветитель - всё это о Михаиле Казинике, которого по-хорошему хочется назвать «человек-оркестр». И не только за то, что он, виртуозно сыграв на рояле, с любовью берёт в руки скрипку - Казиник одинаково страстно может говорить как о музыке, так и о литературе, и образовании.

Досье:
Михаил Казиник Родился в 1951 году в Ленинграде, в 1953 году его семья переехала в Витебск. Окончил Белорусскую государственную консерваторию, работал солистом и музыковедом в Белорусской государственной филармонии. В 1991 году переехал в Стокгольм. Сейчас живёт в Швеции, владеет двумя паспортами – белорусским и шведским. Даёт концерты по всему миру. Рассказывает, что за последние пять месяцев пролетал на сорока самолётах, пересёк двадцать часовых поясов.
Кажется, что даже тот, кто никогда не слышал фамилии Казиника, узнал о нём после эмоциональной речи в Совете Федерации в середине июня. «Любая страна велика тем, что она внесла в копилку цивилизации, а не тем, сколько колбасы съела», - кричал Михаил Семёнович ошарашенным сенаторам и депутатам.

Возможность услышать пламенные речи просветителя о культуре появилась и у простых иркутян: в 20-х числах июля музыкант впервые приехал в Приангарье. Притом с большими планами. Казиник уже прочитал несколько лекций, провёл творческую встречу, выступил перед предпринимателями на Байкале, а 27 июля собирается дать большой музыкальный концерт в Иркутске. В первые же дни своего визита в Иркутскую область выдающийся искусствовед пришёл в пресс-центр газеты «АиФ в ВС», чтобы побеседовать с журналистами о культуре, юном поколении и любви иркутян к большому искусству. Корреспондент издания записал самые интересные мысли философа.

Об Иркутске и великих русских «спонсорах»

По моим данным, Иркутск - один из уникальных городов страны с точки зрения генофонда. Иркутску повезло от невезения, потому что когда-то поселенцы улучшили здесь генетический код - те, кто после ГУЛАГА не поехал ни в Москву, ни в Ленинград, потому что там слишком страшно, потому что ещё свежи воспоминания о том, как их брали, как чёрный воронок их увозил, о том, как их жёны отказывались от них, чтобы жить дальше с детьми. Многие из этих людей остались в Иркутске и создали новые семьи. В результате какой-то процент иркутян происходит от тех духовно голубых кровей, которые не вернулись в столицы, но которые в своё время составляли цвет русской интеллигенции, русской элиты.

Второе, что я знал: здесь было очень сильное купечество. Эти люди быстро поняли, что они не купцы только, а интеллигенты русские. Все эти Мамонтовы, Третьяковы, Дягилевы - великие русские спонсоры в лучшем смысле этого слова. Здесь оказалась целая когорта таких. В Иркутске их было не меньше, чем во всей остальной стране, - людей, которые помогали. У вас и музей есть имени такого человека (мецената Владимира Сукачёва. - Прим. ред.), можно написать тома только о том, что он сделал для города.

Зная это, зная уникальность архитектуры, местоположения, я был очень удивлён: у меня стоит очередь из стран и городов мира, в которых меня ждут, а я не успеваю туда приехать. И вдруг из Иркутска - ничего и никогда. Но когда смотрю на карту, понимаю: не дошло ещё - слишком далеко. Так далеко, что не знают. Я терпеливо понимал, что в Иркутск не придётся ехать. И тут приглашают…

Мне давно интересно было, что же такое этот легендарный Иркутск? Знаю, что здесь обязаны быть очень интересные люди, которые «законсервировались» вдали от каких-то там центров. Я побывал тут у Олега Беседина - гениального художника, о котором почти никто в Иркутске и не знает. А он иркутянин. Придётся мне вам открывать великого художника, и я говорю: быстрее покупайте его картины, потому что это вложение. Банк - не вложение, они все «лопнут», а картины великого иркутянина, в которых отражён Иркутск, (притом какой! - тот, о котором можно только мечтать), останутся. Когда люди увидят картины Беседина, они захотят в Иркутск немедленно.

О любви иркутян к Денису Мацуеву

Уже третий раз в Иркутске мне говорят, о том, что здесь выстраиваются ночные очереди за билетами на концерт Дениса Мацуева. Я даже не хочу здесь, на родине Дениса, говорить о том, почему выстраивается эта очередь, но вы можете мне поверить, что в мире и даже в России есть и другие пианисты? Завтра к вам приедет великий музыкант Алексей Володин, у которого каждый звук может поразить сердце, в которого можно влюбиться мгновенно, - и ни в какую очередь люди не встанут.

Я не говорю (не дай бог!), что Мацуев плохой пианист. Он талантливейший, яркий, артистичный, спортивный, с хорошей биографией, дружит с президентом, но он - один из хороших пианистов, а многие иркутяне идут не на его фортепьянную музыку, а конкретно на него. Ночная очередь на Мацуева не показатель великой культурной потребности иркутян. К примеру, на меня очереди нет, а я во всём мире выступаю - не попасть ни в Америке, ни в Англии, ни в Риге, где даю пять концертов, а население всего 450 тыс. человек.

У вас в городе есть ещё один потрясающий пианист Константин Сероватов, я с ним встретился на репетиции, надавал ему нот на 10 концертов, и он играл без единой ошибки, потрясающе. Он харизматик - вы взорвётесь криком, если услышите его, зал встанет, цветы все женщины принесут. Только ему не перед кем играть. Он говорит: «Я учу огромную напряжённую программу ради одного концерта. Я знаю, что есть 250-300 человек, которые на меня придут». А он много лет живёт в Иркутске. Начните с ночных очередей на него.

О школе будущего и детстве нобелевских лауреатов

Нужно как можно быстрее - и я сейчас лихорадочно пытаюсь это сделать - поменять школу. Причём поменять радикально. Мы копируем западные образцы, но, ребята, не надо этого делать: там часто дети после четырёх лет обучения не умеют читать, писать и логически мыслить.

У меня в России есть школа в Челябинске. Это школа другого сознания, комплексно-волнового, ассоциативного мышления. А то у нас учитель географии пришёл рассказывать географию Португалии, а на истории была история Франции. Объясните, почему детям на одном уроке рассказывают про Португалию, а на другом - про Францию. Почему не рассказать на всех уроках про одну страну? Почему не собраться двум учителям, ведь история - это время, а география - место, а наука и искусства - это заполнение места и времени?

Я встречался в Иркутске с бизнесменами, которые хотят открыть школу будущего, но не знают, какую. Рассказал про свою: у меня в школе предмет ведёт не один учитель, который бегает из класса в класс, не зная, что у них там было раньше, а несколько учителей, которые за неделю дают детям ассоциативное мышление - то есть нобелевское, учат детей выявлять ассоциативные связи.

Когда меня пригласили стать музыкальным экспертом Нобелевского концерта, я воспользовался этим, чтобы каждого нобелевского лауреата опросить относительно детства, и выяснил простую вещь: у всех в детстве были Моцарт, Гайдн, Бетховен, Чайковский, Рахманинов. Просто донельзя. А у нас что такое Рахманинов? Урок пения? Вы думаете, нобелевские лауреаты пели в детстве? Нет, они слушали музыку!

О бизнесе и эстетической идее

Меня пригласили выступить на международной конференции бизнесменов на Ольхоне. На какие темы я решил с ними общаться? На серьёзные. Есть три вида бизнеса. Первый - бандитский, когда на рубль вложения заработаешь сто миллионов, но тогда плохо спишь и импотенция развивается (потому что какая тут любовь, когда в любой момент могут посадить?!). Второй вид бизнеса - когда на рубль получаете 20 копеек, а инфляция - 40 копеек. Тогда вы теряете 20 копеек. А есть третий вид бизнеса, когда в основе лежит эстетическая идея - идея красоты. Я понимаю, что это звучит дико и нелепо для нынешнего уха.

Приведу простой пример: мы строим мост. Вопрос: хорошо строить мост или плохо? Вопрос неправильный. Все скажут: хорошо. А я скажу: всё зависит от того, куда ехать и кто там живёт на том острове, куда ведёт это сооружение. Если там живёт разбойник, то каждый день строительства моста приближает нас, идущих по нему и ждущих окончания строительства, к смерти. А если вы строите мост и на другом конце - концертный зал, то каждый день приближает нас к счастью.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как используют старый новогодний декор главной елки Иркутска?
  2. Смогут ли иркутские волонтеры поехать на Всемирную зимнюю универсиаду?
  3. Как продвигается проект «Иркутские кварталы»?
  4. Как не стать жертвой мошенников в Новый год?
  5. Куда можно пожаловаться на плохую уборку двора в Иркутске?

Где вы берёте книги для чтения?