aif.ru counter
Ольга Андреева 460

«Бугульдейка hall». Петербуржец хочет создать театральную мекку на Байкале

Коренной петербуржец Пётр Немой и его театральная лаборатория «Театрика» впервые увидели Байкал всего три года назад. Сейчас это одна из самых мощных художественных групп, которая поселилась в Иркутске и тянет сюда творческие силы из столиц.

Лаборатория «Театрика» ломает привычные художественные представления.
Лаборатория «Театрика» ломает привычные художественные представления. © / Антон Климов / Из личного архива

В 2012 году члены театральной лаборатории «Театрика» в первый раз приехали на Байкал. Они настолько были поражены увиденным, что, не смотря на зиму и холод, остались здесь на несколько месяцев.  В старой Ангасолке прямо на замёршем озере они построили ледяной лабиринт. Для ледяного сооружения были привезены кубы льда из всех рек Москвы и Санкт-Петербурга. В день весеннего солнцестояния лабиринт вскрыли, и все воды «встретились» друг с другом. Нынешней весной несколько недель шёл арт-фестиваль «Табун Ветров» в Бугульдейке. В августе в центре деревянного Иркутска Пётр Немой с компанией открывает Центр культуры, в котором планируется активно заниматься не только творчеством, но и вести масштабные образовательные программы.

О том, что ещё интересного приготовила «Театрика» и почему заштатная деревушка Бугульдейка на берегу Байкала должна стать одной из мировых театральных столиц, он рассказал «АиФ-Иркутск».

Оригинальная выставка, уоторую Петр сотоварищи оганизовали в заброшенных домах Бугульдейки. Фото: АиФ / Роман Сизых

Театральная Бугульдейка

- Мы в первую очередь - театрально-исследовательская лаборатория и занимаемся изучением древнейших видов театров. В мире сейчас существует пять крутых «земляных» театральных центров. Центр Тадаши Сузуки и Мина Танаки в Японии, центр Эмира Кустурицы в горах Сербии, центры Ежи Гротовского в Польше и Италии, - рассказывает Пётр Немой.

Пётр Немой. Фото: Из личного архива / Юлия Гринёва

Ольга Андреева, «АиФ-Иркутск»: - Шестой вы собираетесь сделать на Ольхоне?

- Здесь, но не на Ольхоне. Важно, чтобы цивилизация была недалеко, но турпоток проходил мимо. Нам очень понравилась Бугульдейка. Совершенно сумасшедшее место по красоте, энергии и людям. Но, во-первых, надо понять, хочет ли нас это место, во-вторых - строительство театрального центра с Домом игры, с репетиционными залами, с местами для проживания - довольно сложная задача. Такой театральный центр сам по себе работает больше как исследовательский, туда приезжают иностранные группы по 20-30 человек для углублённой работы. Это не театральная площадка, к которой мы привыкли.

Ресторан запахов в доме Артюшкова. Фото: Из личного архива / Марина Рихванова

- На культурной карте Иркутска появилось ещё одно место - по улице Халтурина, 21, бывший дом известного архитектора Артюшкова. Правда, ещё в январе нынешнего года он встретил вас перемороженными трубами и отсутствием окон и дверей. Теперь здесь кипит жизнь. Что в итоге будет?

- Уникальное место не только для Иркутска, но и для России в целом. Место, где власть, культура, бизнес, наука и простые люди могут встретиться на независимой, не принадлежащей никому из них территории. Важнее этого сейчас нет ничего. Это центр культуры, где проходят выставки и спектакли. Это образовательное учреждение, потому что мы стремимся к тому, чтобы он стал посольством лучших брендов в образовании: московской школы нового кино, ВГИКа, ГИТИСа, Лондонской школы искусств, Токийской школы дизайна. Часть дома станет детским развивающим центром. У нас собственная вертолётная студия съёмок. Всё, что сейчас снимают в России: Кавказ, вулканы на Курилах и прочее, это наша работа. Сейчас мы аккумулируем всё здесь. На Байкале много интересных тем, которые нужно популяризировать.

Зимой члены театрики стали бугульдеями со своей особой культурой и костюмами. Фото: АиФ / Роман Сизых

- Пётр, может, это просто бизнес? В Москве и Санкт-Петербурге достаточно сильная конкуренция, а в Иркутске, как говорится, ещё «поле не пахано».

- С точки зрения бизнеса конкуренцию Москве ни один город в стране не составит. Москва прекрасна, потому что крайне конкретна. Если ты пришёл с реальной идеей, за 15 минут получишь ответ: да или нет. В Иркутске предлагаешь что-то, тебе понимающе машут головой и говорят: «Знаете, приходите в четверг: может, будет тот человек, который знает того человека, который, может быть, через месяц вернётся откуда-то и тогда, возможно…» Мы хотим построить здесь театральный центр, который стоит очень больших денег. Можно поставить под ружьё друзей и мир, чтобы сбросились деньгами. Но это мелочи. Этот театральный центр должен дальше за счёт чего-то жить, а когда начнётся исследовательский процесс, выезжать куда-то и делать праздники возможности не будет. Значит, надо построить мощную коммерческую структуру, которая будет стопроцентно кормить этот центр. Вот это уже драйвовая задачка.

Огненный спектакль в доме Артюшкова. Фото: Из личного архива / Михаил Неустроев

Про талантливых коровушек и менталитет

- За три года активной работы на иркутской земле вы столько сделали, трети чего иным и за всю жизнь не сделать. Надо же понимать такую вещь, как сопротивление среды, тем более - профессиональной среды. Как вас приняли представители иркутской культуры?

- Год назад, приехав из Франции, мой учитель Анатолий Васильев сказал: «В жизни я не терпел больших обид, непонимания и унижения, чем от товарищей по цеху». Это печально, но это факт. Когда мы делали «Табун Ветров», противодействие было мощнейшее, прямо лобовое. Причём не в открытой форме. У Оскара Уальда есть прекрасная фраза: «Слышал о вас много плохого. Судя по всему, вы крутой человек». Поскольку по природе своей я ледокол, то просто двигаюсь по маршруту и за последние 20 лет ни разу не свернул. И сейчас не собираюсь. Когда ты приезжаешь куда-то, начинаешь делать что-то, постепенно всё меняется. За спиной появляется караван. Сейчас такая ситуация уже происходит и здесь.

Пётр уже успел прослыть в городе оригиналом. Однако каждый, кто с ним знакомится, моментально переходит на его сторону. Фото: Из личного архива / Антон Климов

- Говорят, что у иркутян особая ментальность. Это миф или вам как человеку со стороны всё же есть что сказать по этому поводу.

- Когда мы только приехали в Иркутск, меня потрясло количество мастеров мирового уровня в керамике, ювелирке, в изготовлении костюмов и многих других областях. И полное незнание людьми друг друга и мировых трендов. Мы делали выставку Саши Алсаткина. Приходят разные люди и хвалят нас, какие мы молодцы, такого мастера привезли. Многим даже невдомёк, что это ваш крутейший ювелир. Такое ощущение, что всё поделено по каким-то дворикам и группкам, а между ними информационных связей вообще нет. Никто никого не знает.

Шоу и показ костюмов Анжелики и Александра Алсаткиных на отпускании ледяных табунов. Фото: Из личного архива / Юлия Гринёва

- Принято считать, что творчество и деньги не очень совместимы, особенно в провинции. И если творческая жизнь не особо удалась, годам к 50 такие творцы имеют не очень приглядный вид. Реально ли, посвятив себя искусству, быть обеспеченным самодостаточным человеком?

- Есть «коровушки» - талантливые художники, актёры и музыканты. Их надо пасти, кормить, доить и уже из того, что надоено, делать коммерческий продукт. Но есть пример Вячеслава Полунина, который всю жизнь создаёт самые крутые клоунские и карнавальные проекты. И всегда говорит, что чем дальше ты одной рукой хочешь залезть в чистое творчество, тем дальше второй рукой ты должен залезть в администрирование, деньги и управление. Везде, включая Иркутск, есть огромное количество прекрасных и беспомощных творческих объединений. Меня это очень веселит всегда. Потому что когда речь идёт о качестве, получается местного «разлива» позитивная «какашка». Сказать: «Я художник, я ничего не знаю про деньги» - очень удобная форма ухода от ответственности. Это и бизнеса касается. «Вы построили дом. А какая у вас художественная концепция влияния этого здания на ребёнка, который здесь вырастает?» - «Ну, мы не художники, мы не знаем». Такое же враньё. Просто и те, и другие не желают брать на себя ответственность за то, что они делают.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда на иркутских клумбах появятся цветы?
  2. Когда в Иркутске отключат отопление?
  3. Когда в Иркутске запустят фонтаны?
  4. Можно ли перевозить в лодке удочку в период нереста?
  5. Как отдыхаем в майские праздники 2019?
Какую литературу вы предпочитаете?