aif.ru counter
Юлия Вяткина 209

«Прыжок» через рампу. Наталия Королёва - о возрастных ролях и Распутине

Самой главной театральной премьерой Приангарья 2017 года стал спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина.Постановку высоко оценили не только иркутяне, но и москвичи: в октябре охлопковцы выступили на сцене Малого театра.

Наталия Королева в спектакле «Прощание с Матёрой».
Наталия Королева в спектакле «Прощание с Матёрой». © / Иркутский драматический театр им. Охлопкова

В конце декабря коллектив Иркутского драматического театра им. Охлопкова получил Губернаторскую премию за достижения в области культуры и искусства. В числе награждённых - народная артистка России Наталия Королева. Она исполнила роль Дарьи - героини, которая до последнего боролась против затопления Матёры.

Последние десять лет жизни Наталии Васильевны связаны с творчеством Распутина, ведь многим она известна своей поразительно сыгранной ролью старухи Анны из «Последнего срока». Актриса рассказала «АиФ в ВС», из-за чего сначала отказывалась примерять на себя этот образ и почему театр не теряет свою популярность у иркутян.

Роль «по размеру»

Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: В 2008 году вы начали играть старуху Анну. Этот спектакль и конкретно ваша игра в нём собрали множество театральных наград в России. Но в 2017 году появилась Дарья. Вас «по умолчанию» утвердили на эту роль?

Наталия Королева: Это решилось сразу, хотя, конечно, не могу утверждать, что в голове режиссёра не было других вариантов. Я испугалась, когда мне предложили играть Дарью, и чуть не пошла на попятную. Думала, после Анны могу повториться. А зритель скажет, что он это уже видел, и спросит, зачем старуху из «Последнего срока» перекинули в «Прощание с Матёрой». Но режиссёр, поразмыслив, сказал: «Ведь они обе распутинские старухи, и, возможно, если бы Анна не была больна и очутилась в такой же ситуации, как Дарья, чья родная деревня попала в зону затопления, то вела бы себя так же». Критики после премьеры «Матёры» говорили, что Королёва внешне не похожа на Дарью, которую описывал Распутин. Героиня - сухая, жилистая, выше ростом, но сыграла так, что веришь: это именно та самая Дарья. Вот такой парадокс получился.

Человеческая и творческая жизнь рядом с Распутиным - счастье и редкая удача для артиста.
Человеческая и творческая жизнь рядом с Распутиным - счастье и редкая удача для артиста. Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

- В интервью «АиФ в ВС» семь лет назад вы сказали об Анне: «Может, лучше этой роли уже ничего и не будет в жизни»…

- Тогда я была твёрдо в этом уверена, но судьба преподнесла ещё один подарок и новую вершину. Теперь-то выше, наверное, точно не прыгнуть. Роль Дарьи мне трудно давалась. «Последний срок» мы репетировали долго, было время постепенно углубляться в характер героини, а «Прощание с Матёрой» ставили интенсивно, хотя здесь намного больше материала и текста. Два месяца перед премьерой я не отвлекалась ни на что другое.

- Вы сами признаёте, что ваши героини похожи: их создал один автор, они примерно одного возраста. Вам не наскучило это амплуа? За 35 лет работы на иркутской сцене вы сыграли множество ролей, и комедийных, и драматических. Не смущает, что запомнят Наталию Королёву именно по ролям распутинских старух?

- Как же я могу смущаться? Это же самое ценное! Когда люди после спектакля подходят и говорят: «Мы не думали, что подобные спектакли бывают!», убеждаюсь, что не зря прожила свои семьдесят лет. Могла ли я подумать, что когда-нибудь достигну такого творческого успеха и меня даже на улице узнавать будут. Честно говорю, мне нравятся роли простых русских баб, не стыжусь их, хотя играла и графинь «заморских». Но такие роли будто не по размеру были - что-то жало, мешало. А Анну и Дарью я даже не играла, а проживала. Они кажутся проще, но это обман: сложнее всего достоверно сыграть «простых» персонажей. Ведь бывает, что артист играет хорошо, но, как говорят в театре, за рампу (конец сцены, отделяющий её от зрительного зала. - Прим.ред) не перелетает. Зритель наблюдает, но отстранённо. А когда он забывает, где находится, погружается в реальность, которую ему предлагают на сцене, - значит, актёр через рампу перепрыгнул.

Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

Может, я ещё кого-нибудь сыграю, но десятилетие, когда моя человеческая и актёрская жизнь проходила рядом с Распутиным и его творчеством, - счастье и редкая удача для артиста.

Писатель-талисман

- Но ведь вы долго раздумывали над предложением сыграть Анну?

- Больше скажу - категорически отказывалась. Мне ведь не было и 60 лет, и я замахала руками, возмутилась, что мне предлагают роль 80-летней старухи. Поймите, актёры, особенно актрисы, неохотно переходят на возрастные роли. В общем, сильно я тогда оскорбилась. А потом пришла домой, прочитала повесть, и тут меня «клюнуло»: предлагают роль - соглашайся. Старость-то всё-таки не за горами. Ведь в нашей профессии как? Только артист перестал выходить на сцену, его быстро забывают. Театр не кино.

- Кстати, о кино. Год назад вы участвовали в съёмках телеверсии «Последнего срока». Телеканал «Культура» показал его в день юбилея Распутина. Как относитесь к такому формату сотрудничества телевидения и театра?

- Это оказалась невероятно трудная работа, мы по двенадцать часов не выходили из театра. Наивно полагали, что операторы поставят камеры и будут просто записывать спектакль в обычном режиме. А вышло, что сначала нам нужно было сыграть финал, а потом сразу какой-то эпизод из начала. Все актёры встали в ступор, растерялись, чувствовали себя пустыми. В итоге всё, как вы знаете, получилось. И я не имею ничего против такого формата, ведь это, во-первых, память, а во-вторых - огромный охват людей. После показа меня нашла моя давняя подруга, с которой много лет не было никакой связи. К слову, режиссёр, который работал с нами на съёмках, говорил, что «Культура» снимает провинциальный театр чуть ли не впервые.

Сам Распутин очень любил этот спектакль. Почти каждый раз, возвращаясь из Москвы в Иркутск, он приходил на него. Редко когда автор произведения раз семь приходит в театр, чтобы посмотреть на сценическое воплощение своего творения. Да и в Москве на наших выступлениях писатель всегда был в зале. Я его называла нашим талисманом.

Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

«Звонки» из зала

- Интересно услышать от вас, как актёры реагируют на нестандартные ситуации в зале: кашель, телефонные звонки? Бывали случаи, когда зрители вас настолько разозлили, что хотелось, образно выражаясь, хлопнуть дверью и уйти со сцены?

- Актёры чутко слышат происходящее в зале, и нам бывает очень обидно, когда нескромно начинает играть музыка на звонке. Актёрам мешает такая грубая перебивка, она сбивает с толку. Но это проблема не только театров, но, например, и больниц, мне даже кажется, от неё не избавиться. А вот кашель, шуршание - тревожный «звонок» для артистов: что-то не так, зрителю стало неинтересно, его внимание ускользает. И стараешься вернуть его обратно. Я могу сделать это паузой, замолчу - и он насторожится и даже забудет, что хотел кашлять. Но остановить спектакль из-за зрительского неуважения не смогу, характер не позволит. Хотя знаю такие случаи. Моя подруга играла в детском спектакле, ребята в зале сильно шумели, она в какой-то момент не выдержала и выкрикнула: «Да прекратите вы или нет?!»

- Вы много гастролируете, поэтому можете объективно судить, правда ли Иркутск - театральный город?

- Правда. Не только в драмтеатре, но и в филармонии, и в музыкальном театре всегда полные залы. Хотя везде своя публика. Тяга к искусству никуда не делась, люди в нашем городе духовные, стремящиеся содержать душу в порядке. Хотя были годы, когда им было не до театров, они думали, как бы прожить на выданные талоны. Но душу-то надо чем-то «чистить» время от времени, а телевизор и Интернет с этим не справятся. Мы и по области гастролируем: Братск, Ангарск, Усть-Илимск - всюду принимают радушно, смотрят внимательно и приглашают приезжать чаще. Видимо, не хватает искусства людям, без него жить ещё тяжелее.

С москвичами иркутян я даже сравнивать не буду: жители столицы сильно избалованы. Но нам их удалось удивить. После показа «Матёры» они признались, что подобных постановок у них нет, там в моде яркие шоу с акцентом на визуальные эффекты.

- Вы ещё преподаёте в театральном училище?

- Нет, после того как в 2014 году выпустились «щукинцы» (иркутский курс студентов Театрального института им. Щукина. - Прим. ред.), я больше не преподаю, потому что у меня есть внуки, правнуки, которым хочется уделить больше внимания. С одной внучкой, ей 10 лет, мы уже «работаем» вместе, она играет со мной в «Последнем сроке». А две правнучки в этом году пойдут в школу, я уже предложила их родителям себя в качестве помощника. Не надо забывать, что семья - это главное. Память живёт в ней, а на работе даже самых великих артистов постепенно забывают.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Иркутске отключат отопление?
  2. Когда в Иркутске запустят фонтаны?
  3. Можно ли перевозить в лодке удочку в период нереста?
  4. Как отдыхаем в майские праздники 2019?
  5. Когда придёт тепло в Иркутскую область?
Где вы берёте книги для чтения?