aif.ru counter
Анна ИВАНОВА 0 785

Второе дыхание магистрали. В стране ещё есть место для новых дорог

Все материалы сюжета БАМ. Легенда века

«Мы работали круглыми сутками, почти без выходных, окружённые непролазной чащей. В сорокаградусный мороз жили в палатках, успевали съесть суп, пока он не станет льдом прямо в тарелке… Тайга гудела.»

Мехколонна-162 / Из личного архива

Почти 40 лет назад бетонщиком он приехал строить БАМ из Дагестана, в составе первого комсомольского отряда кавказской республики. Это трудное и радостное время спустя десятилетия он вспоминает с ностальгией и благодарностью. Теперь дело отца - строительство новых дорог - продолжает его сын Заур.

Семейный тандем возглавляет крупное дорожное предприятие, образованное ещё при строительстве Байкало-Амурской магистрали - «ЗБСМ МК-162». За плечами специалистов мехколонны - сотни километров важнейших дорог по всей восточной России. До сих пор там работает 33 человека, когда-то приехавших на стройку века со всего Советского Союза.

Посреди тайги

Бетонщик и лесоруб, радист и механик, Камиль Курбайлов вспоминает, что попасть на БАМ было не так просто. В первый дагестанский молодёжный отряд брали только парней и девушек со строительными специальностями и… трудовыми мозолями: каждого на полном серьёзе просили показать ладони. У выпускника финансового техникума не было шансов, но он не растерялся и устроился бетонщиком, а, проработав 20 дней, был принят в отряд.

Камиль Курбайлов

- Нас провожало телевидение, на вокзале играл оркестр… но даже тогда я ещё не до конца понимал, куда еду. Просто я был молод и хотел что-то сделать для страны, - говорит бамовец. В числе первых сорока парней и девушек он приехал на станцию Коршуниха (Железногорск-Илимский) в августе 1975-го. Сибирь с первого взгляда понравилась молодому строителю: красота, тайга, просторы. Только потом он узнал, что такое настоящие сибирские морозы: столбик термометра опускался до минус пятидесяти. До декабря бамовцы жили в палатках, в каждой - по двадцать человек, у входа - печка-буржуйка.

- Пока одни поджаривались, другие начинали замерзать, - смеётся строитель легендарной магистрали.

Звёздный, Магистральный, Ния, Улькан… Все эти северные посёлки строились на глазах молодого бетонщика Курбайлова. Людей вертолётами забрасывали в глухую, непролазную тайгу. Сначала там появлялись вагончики, затем - палаточные городки, потом вырастали общежития. И пока росли посёлки, механизированные колонны пробивали к ним «дорогу жизни».

БАМовское «воинство»

Башкиры и грузины, украинцы и азербайджанцы, дагестанцы и татары… В посёлке Кунерма, где довелось работать Камилю Магомедовичу, плечом к плечу трудились люди семидесяти с лишним национальностей. При этом на два посёлка - Кунерму и Улькан - приходился один-единственный участковый милиционер: наводить порядок необходимости не было. Молодые люди вместе прокладывали магистраль, вместе строили общежития, вместе слушали радиосводки из «большого мира» и как празднику радовались приходу каждого поезда. По традиции устраивали на Новый год свой, «бамовский» «Голубой огонёк». В то время каждый понимал, насколько эта дорога важна для страны. Поддержать комсомольцев на стройку приезжали космонавт Алексей Леонов и певец Дин Рид. И день 27 октября 1984-го, когда было уложено «Золотое звено» БАМа, стал для строителей настоящим праздником.

Мехколонна-162 Фото: Из личного архива / Мехколонна-162

Сегодня лучшие традиции старшего поколения сохраняет и продолжает генеральный директор мехколонны Заур Курбайлов:

- Мы стараемся набирать как можно больше молодёжи, чтобы новые кадры успевали учиться у строителей БАМа. Это уникальные специалисты, к которым можно обратиться с любым вопросом, и нам обязательно нужно сохранять и перенимать их опыт.

Справка:
Мехколонна-162 была создана 1 апреля 1976 года как структурное подразделение треста «Запбамстроймеханизация» для строительства железнодорожного полотна БАМа и притрассовых автодорог. На предприятии трудились молодые рабочие из Украины, Белоруссии, Азербайджана, Мордовии, Грузии и Дагестана. Возглавлял его Валентин Хитров, а с 1990 года - Камиль Курбайлов. Предприятие не только пережило тяжёлые постперестроечные годы, но и стало одним из лучших в своей отрасли. С 2004 году оно ведёт свою самостоятельную историю. Одной из первых (в 2002 году) Мехколонна-162 перешла на международную систему менеджмента качества. На предприятии действуют три лаборатории с новейшим оборудованием, в арсенале - 200 единиц современной техники. Работу специалистов Мехколонны не раз высоко оценивали на федеральном уровне, сегодня в их арсенале - 350 правительственных наград, среди которых - Орден Трудовой Славы, Знак Почёта, Орден Трудового Красного Знамени. 24 работника колонны награждены медалью «За строительство БАМа»

Новая жизнь

Тем более, колоссальный проект прошлого века обретает новую жизнь: начато строительство второй линии БАМа. Серьёзно и основательно такое решение федеральные власти приняли два года назад.

Зураб Курбайлов

- Это стратегическая задача. Сейчас на Дальний Восток ведут лишь две железнодорожные линии - БАМ и Транссибирская магистраль, причём обе серьёзно перегружены. Кроме того, район БАМа очень богат на полезные ископаемые, и давно пора начать их добычу. Но чтобы осваивать эти территории, нужно организовать их транспортную доступность, - объясняет Заур Курбайлов.

Прошлой осенью Мехколонна-162 снова заработала там, где 40 лет назад гудела тайга и кипела молодёжная стройка. Дорожники привели в порядок отрезок Чудничный-Звёздный. Полотно для железнодорожных путей, отсыпанное ещё первостроителями (изначально предполагалось, что дорога будет иметь две ветки) местами просело, где-то его размыло дождями и разрушило и ветром. Сейчас строители готовятся начать реконструкцию следующего участка, уже до Северобайкальска.

- Многие надеялись, что сразу после Олимпиады в Сочи начнётся бурное строительство второй ветки магистрали, но этого не последовало. Быть может, это случилось из-за событий на Украине и присоединения Крыма - как знать? - рассуждает гендиректор мехколонны. - Но я уверен, что скоро настанет её час, ведь для экономики страны БАМ - стратегическая дорога.

Не только по воздуху

А пока рожденная БАМом Мехколонна-162 продолжает делать разные уголки Сибири доступными для людей. Благодаря работникам колонны (специалисты выполняют земляные работы) были построены дороги к объектам Коршуновского горно-обогатительного комбината в посёлок Рудногорск, Амуро-Якутская магистраль на участке Беркакит-Томмот-Якутск,  подъездной железнодорожный путь к месторождениям Чинейских  руд - Чара-Чина и многие, многие другие. И сегодня специалистам приходится работать и в глухой тайге, и в высокогорье, в тяжёлых климатических условиях - как-никак, Сибирь! Масштабную работу, которую ведёт предприятие, сибиряки могут увидеть на федеральной трассе М-55 в районе посёлка Култук: многим водителям знаком этот непростой «серпантин». А уже в скором времени наши земляки примут участие в строительстве 400-километровой железнодорожной линии Кызыл-Курагино, которая должна связать республику Тува с Красноярским краем. Ожидается, что эта дорога решит транспортные проблемы жителей Тувы и поможет начать масштабное освоение месторождений полезных ископаемых. В своё время реализация проекта была отсрочена из-за кризиса, а сейчас замершая стройка обретает вторую жизнь.

Даже спустя 40 лет после строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали на карте Сибири и Дальнего Востока всё ещё остаются белые пятна, а жители отдалённых территорий могут добраться до «большого мира» только по воздуху. А значит, ещё есть место и для больших строек, и для новых дорог.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Где записаться на лыжную гонку?
  2. Сколько заплатят труженикам тыла Иркутской области?
  3. Как не подорвать здоровье во время отдыха за рубежом?
  4. На каком месте Иркутск в голосовании за лучший город России?
  5. Как выбрать икру?

Сталкивались ли вы с домашним насилием?