Наталья Пенто 0 71

Чтобы помнили. Иркутский журналист рассказал школьникам об «Алсибе»

15 советских лётчиков погибли на территории Иркутской области во время Великой Отечественной войны. Остался ненайденным лишь один из них. О поиске погибших лётчиков-героев трассы «Алсиб» рассказал писатель Михаил Денискин.

Михаил Денискин написал несколько книг о сибирской авиации, одна из них - «Иркутск крылатый».
Михаил Денискин написал несколько книг о сибирской авиации, одна из них - «Иркутск крылатый». © / Наталья Пенто / АиФ

Накануне Дня Победы в Иркутской областной детской библиотеке имени Марка Сергеева со школьниками встретился журналист и писатель Михаил Денискин. На встрече присутствовал корреспондент «АиФ Иркутск».

Автор нескольких книг об истории сибирской авиации (в том числе – «По следам пропавшего «Бостона», за которую был удостоен Премии губернатора Иркутской области) рассказал ребятам об уникальной стратегической операции, теперь известной как «АЛСИБ». В этой аббревиатуре соединились не только Аляска и Сибирь. Перед лицом общей опасности – фашизма – объединили усилия СССР и США, две державы с разным политическом строем и мировоззрением. Америка предложила нам помощь, и мы её с благодарностью приняли: в первую очередь – самолеты, в которых советские ВВС остро нуждались.

Так возник проект воздушной трассы Аляска – Сибирь с цепочкой аэродромов, построенных руками женщин, стариков и подростков, зачастую – без техники. К осени 1942 года на аэродромы Уэлькаль (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск, Киренск (Иркутская область) и Красноярск были завезены специалисты, аппаратура, топливо. И лётчики 1-й Перегоночной авиадивизии стали перегонять для фронта бомбардировщики Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон», истребители П-39 «Эйркобра» и П-63 «Кингкобра», а также знаменитые транспортники Си-47 «Дуглас». 

Маршрут почти в 6 000 километров начинался с авиабазы Фэрбэнкс (США) и пролегал через Берингов пролив, чукотскую тундру, над «полюсом холода» и Верхоянским высокогорьем, где лётчикам приходилось лететь в кислородных масках. От Якутска до Красноярска под крылом – бесконечная безлюдная тайга, случись что с машиной – и сесть негде...

За три года по АЛСИБу было доставлено почти 8 000 самолетов. При этом на трассе погибли 113 летчиков, из них 15 – на территории Иркутской области. Причины катастроф разные: отказ матчасти, непогода (нередко единственным ограничением было закрытие пункта прибытия, иначе на обратный путь горючего бы не хватило). Случались и ошибки в пилотировании, ведь все приборы в кабине показывали данные в футах, милях, галлонах – все это нужно было быстро переводить в привычные меры.

«В 1987 году мне и фотографу Валерию Орсоеву посчастливилось участвовать в поисковой экспедиции, – рассказывает Михаил Денискин. – Тогда мы с молодыми киренскими авиаторами обнаружили в тайге обломки «Бостона» и останки его экипажа. Мы ещё не знали, что архив Перегоночной дивизии строго засекречен (документы открыли только в 1994 году). И всё же удалось установить имена погибших и торжественно их захоронить в присутствии родственников».

 Фрагменты деталей бомбардировщика «Бостон», найденного в первой экспедиции.
Фрагменты деталей бомбардировщика «Бостон», найденного в первой экспедиции. Фото: АиФ/ Наталья Пенто

Как признался журналист, тогда он не представлял, что его личный поиск растянется на 30 лет. За это время удалось найти останки ещё двоих лётчиков. И остаётся ненайденным последний пропавший без вести – капитан Григорий Чуйко. 24 октября 1943 года он вылетел из Нижнеилимска, но в Красноярск не прибыл: «кобра» капитана исчезла, предположительно, в Чунском районе. Увы, пока поиски результатов не дали...

Два часа увлекательного рассказа миновали незаметно. Юные наследники Победы с интересом разглядывали архивные фотографии и даже подержали в руках предметы, вынесенные с мест катастроф – патроны, обломки плексигласа, фрагменты деталей.

На прощание Михаил Денискин напомнил ребятам, что в мире продолжается информационная война: недруги России всячески стараются принизить усилия советского народа и значение нашей Победы. «Вам предстоит принимать эстафету, – сказал он. – А подрастёте – сами станете рассказывать детям о подвиге русского солдата».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. …есть ли польза в мёде-креме?
  2. Где проходит выставка памяти семьи императора Николая II?
  3. Иркутскую об­ласть включили в федераль­ную программу по развитию туризма?
  4. Идет ли надбавка к пенсии за стаж?
  5. Как правильно поливать огород?

На что вы ориентируетесь при покупке стройматериалов?