Выбор региона

Яблочный Спас: православный праздник с языческими корнями

19 августа православные празднуют Яблочный спас – пекут пироги, освящают в церкви фрукты и

Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору.

Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.
Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника.
Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод — наше духовное преображение.
В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы: Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.

Рецепты Успенского поста

Оставить комментарий
Комментарии (2)
  1. Истина
    |
    02:21
    05.04.2011
    0
    +
    -
    по дурацки начинается... в начале по всем правилам логики и психологии надо говорить о корнях, а не о хрене (уж простите меня)
  2. Гнілы Рак
    |
    10:04
    06.05.2012
    0
    +
    -
    Зусім людзі здурнелі ... Якія яблыкі перад Пасхай? 6 жніўня – паганскае сьвята, якое ўшанаваннем яблыкаў новага ўраджаю вяршыла час летняга земляробства. У гэты дзень, па паганскаму звычаю, славяне клалi на магiлы ўсiм памерлым продкам першыя яблыкi новага ўраджаю. Пазьней хрысціяне ў гэты дзень, хутчэй за ўсё, каб пакрыць паганскае яблыкавае сьвята, пачалі сьвяткаваць Ператварэнне Гасподне – сустрэчу Ісуса Хрыста з прарокамі Майсеям і Ільлёй незадоўга да ягонага ўрыжаваньня перад Пасхаю (Мацьвей, 16,21; 17, 1 -3). Руская праваслаўная царква, якая жыве па недакладнаму юльянскаму календару, святкуе Ператварэнне Гасподне 19 жніўня, са значным спазьненьнем, ужо апасля сканьчэння жніва, фармальна па-хрысьціянску, але паганскі па зьместу, бо апасля асвячэння аблыкаў у царкве людзі нясуць яблыкі на могілкі – продкам. Такім чынам хрысціянам не ўдалося зьмянтць сэнс паганскага сьвята. Наадварот, паганства пакрыла сабой Ператварэнне (Преображеніе) Гасподне – усе адзначаюць яблыкавае сьвята
Все комментарии Оставить свой комментарий
Смотрите также

Актуальные вопросы

Примите участие в опросе
Что, по вашему мнению, повлияло на низкие результаты ЕГЭ в этом году?
  • Плохая самоподготовка выпускников
    11%
  • Общий низкий уровень образования в стране
    67%
  • Невнимательность к ученикам со стороны педагогов
    6%
  • Ужесточение мер безопасности
    12%
  • Завышенный минимальный порог
    4%
Всего: 1920