aif.ru counter
Наталия Горбань 2 188

Строители из Вихоревки возвели большинство мостов в Восточной Сибири

Среди предприятий Иркутской области, специализирующихся на производстве работ по строительству, ремонту и реконструкции мостов, а...

Год рождения ­-­ 1943

История предприятия началась в далёком 1943 году и с тех пор тесно связана со всеми важнейшими событиями, происходящими в нашей стране. Основной задачей поставленной тогда перед «Мостопоездом-441» (именно так изначально назывался «Мостоотряд-106»), было восстановление мостов, разрушенных отступающими с Кубани и Северного Кавказа немецкими войсками.

Первым сооружением, которое предстояло восстановить, стал мост через реку Лабу на железнодорожной линии Армавир - Туапсе. Его разрушали два раза: сначала наши заградительные отряды перед отступлением, а затем немцы, причём ими он был взорван так, что в первые дни мостостроители не знали, как к нему подступиться. Тем более что восстановление мостов было новым делом для «Мостопоезда-441». Однако, несмотря на отсутствие опыта, недостаток специалистов, особенно квалифицированных, поезд справился с поставленной задачей в рекордно короткие сроки - 247 метров разрушенного до основания моста полностью восстановили практически за месяц.

До конца войны «Мосто­поезд-441» объездил всю Кубань и много других мест на юге Советского Союза, где вели восстановительные работы, чтобы обеспечить пропуск военных грузов на фронт. После победы мостопоезд вновь объехал эти места, но уже для того, чтобы построить капитальные объекты.

Как только началось освоение целины, поступил приказ собираться в дорогу и «Мостопоезду-441». В феврале 1955 года он прибыл в Казахстан, цель перед строителями стояла большая и серьёзная: жизнь пришла в степи, где нужны были дороги, мосты и другие сооружения. В течение года люди обустроились на новом месте, стали привыкать к местному укладу жизни, климату. Работа пошла в полную силу.

На всесоюзных стройках

В это же время в Восточной Сибири, на Ангаре, начало разворачиваться небывалое по масштабам для нашей страны строительство Братской ГЭС, строительство вторых железнодорожных путей Тайшет - Лена. В Казахстан пришёл приказ о передислокации организации в далёкую Сибирь. Местом нового назначения стала станция Вихоревка Восточно-Сибирской железной дороги, на тот момент ещё даже не обозначенная карте страны.

Первыми на новое место отправились руководство мостопоезда и бригада плотников, чтобы подготовиться к прибытию основной части коллектива. В конце мая 1956 года мостостроители уже были в Вихоревке, местная власть к тому времени выделила территорию под производственную базу, было построено временное жильё.

Задачи перед мостопоездом как всегда поставили государственной важности: работы на строительстве уникальной Братской ГЭС и города Братска, возведение мостов на выносе железной дороги Тайшет - Лена из зоны затопления гидроэлектростанции. Специалисты «Мостопоезда-441» перестраивали на капитальные сооружения деревянные мосты и трубы на участке железной дороги Братск - Лена, возведённые ещё первостроителями, строили подъездные пути Коршуновского ГОКа, мосты на ударной стройке железнодорожной линии Хребтовая - Усть-Илимск. На организацию лёг основной объём работ по строительству мостов и путепроводов второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена. Были возведены несколько десятков автомобильных, железнодорожных и пешеходных мостов в Братске: как на улицах города, так и на подъездных путях к важнейшим предприятиям: алюминиевому заводу и лесопромышленному комплексу.

В 1972-73 годах на строительстве железнодорожного моста через реку Илим в зоне затопления Усть-Илимского водохранилища впервые в Сибири «Мостопоезд-441» применил опоры с бетонными облицовочными блоками ЦНИИС с горизонтальными клеевыми стыками. Изготовление блоков организовали на базе предприятия в Вихоревке при активном участии тогдашнего главного инженера Евгения Пойды. Впоследствии эти блоки стали широко применяться вместо трудоёмкой гранитной облицовки при строительстве опор мостов на БАМе и других объектах всеми отрядами треста «Мостострой».

Середина 70-х годов в нашей стране ознаменовалась началом строительства Байкало-Амурской магистрали. Разумеется, строители «Мостопоезда-441», который в 1982 году был преобразован в «Мостоотряд-106», принимали самое активное участие в этом проекте.

В период после окончания БАМа и до середины 90-х годов основной специализацией мостоотряда стала замена металлических пролётных строений длиной от 44 до 110 метров на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Западно-Сибирской железных дорогах. Заслуженным уважением на этих работах пользовалась монтажная бригада Леонида Каскевича, на счету которой более 30 заменённых пролётных строений, в том числе через реки Бирюсу, Уду, Нерчу, Урюм, Укурей, Онон и другие.

Свершения сегодняшнего дня

География деятельности ЗАО «Мостоотряд-106» в настоящее время - Западная и Восточная Сибирь, Забайкальский, Алтайский и Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

Без преувеличения можно сказать, что среди объектов, которые возводило и возводит предприятие, много уникальных мостов и других искусственных сооружений. Например, виадук через ручей Ущелистый на железнодорожной линии Чара - Чина, строительство которого проходило в суровых климатических, а также высокогорных условиях (1490 м над уровнем моря), на вечной мерзлоте. Несмотря на это, основной объём работ был выполнен за рекордно короткий срок - 10 месяцев. Длина виадука - 372 метра, опоры в виде многоярусных рам высотой до 30 метров.

В 2002 году ЗАО «Мосто­отряд-106» в числе других подразделений треста «Мостострой-9» приступил к работе по строительству объектов федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск. Предприятием были построены и сданы в эксплуатацию шесть мостов на 650-662 километрах трассы.

- На строительстве объектов автодороги «Амур» мы впервые столкнулись с более жёсткой системой контроля за качеством работ, состоянием технической документации, что очень помогло в работе на следующих объектах, говорит директор предприятия Евгений Криштоп. - Кроме этого, впервые при устройстве проезжей части был применён фибробетон, который по своим качественным характеристикам выгодно отличается от традиционного бетона: по прочности на растяжение и срез, морозостойкости, водонепроницаемости.

Большой объём работ ЗАО «Мостоотряд-106» выполнял в 2010 году. Это строительство мостов на Крайнем Севере на железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. В рамках инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» предприятием построено семь мостов, два путепровода, строятся две трубы и путепровод на железнодорожной линии Нарын - Лугокан.

15 сентября этого года в Чунском районе был сдан в эксплуатацию новый мост через реку Зермакан, строительство которого вёл мостоотряд. Мост находится на 124-м км автомобильной дороги Тайшет - Чуна - Братск и имеет стратегическое значение, так как эта трасса обеспечивает выход автотранспорта с федеральной трассы «Байкал» в Усть-Илимский, Усть-Кутский, Казачинско-Ленский, Киренский районы Иркутской области.

На следующий год предприятие продолжит работу на объектах, расположенных в районах Крайнего Севера. В плане: путепровод на железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, окончание строительства моста на путепровод на железнодорожной линии Нарын - Лугокан. Кроме этого планируется приступить к возведению объектов второй очереди этой железнодорожной линии и построить не менее десяти мостов.

Преемственность поколений

Как отмечает директор предприятия, у мостостроителей нет строительного сезона. Есть работы, которые удобнее производить в летнее время, а есть такие, для которых зима - самая лучшая пора. Так что «Мостоотряд-106» никогда не простаивает. Большую нагрузку несёт производственная база. Например, полигоном по изготовлению железобетонных конструкций за 9 месяцев 2010 года произведено 1398 куб. метров железобетона, в том числе 535 для сторонних организаций и организаций треста ЗАО «Мостострой-9».

Предприятие постоянно совершенствуется, внедряет передовые технологии, применяемые в мостостроении: при устройстве проезжей части мостов вместо бетона использует фибробетон, а также современные гидроизоляционные материалы и другие передовые наработки.

- Но самое главное в мостостроении, как и в других отраслях производства, работа с людьми, - подчёркивает Евгений Криштоп. - Приходится формировать коллектив в зависимости от поставленных перед организацией задач. Конечно, собрать сплочённый профессиональный коллектив сложно, тем более что в настоящее время недостаток квалифицированных рабочих кадров - основная трудность, с которой нам приходится сталкиваться. Но мы осуществляем повышение квалификации, привлекая опытных инженерно-технических специалистов и высококвалифицированных рабочих. Для обучения новым необходимым профессиям направляем людей в специализированные учебные пункты. Более того, в коллективе мостоотряда есть постоянный костяк, на который мы опираемся, которому доверяем, и который не подведёт.

На предприятии гордятся тем, что здесь существует преемственность поколений и работают дети и внуки тех, кто восстанавливал разрушенные во время войны мосты на Северном Кавказе. Примером для подражания тем, кто начинает свой трудовой путь в ЗАО «Мостоотряд-106», служат семейные династии Степаненко, Олейниковых, Фроловых, Тарасовых.

Наш адрес:

Вихоревка, Братский р-н

Иркутской обл.

Ул. Комсомольская, 18.

Тел: +7 (3953) 49-75-52,

тел./факс: +7 (3953) 49-72-23.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему маленькому ребёнку нельзя вместо пробы Манту сделать Диаскинтест?
  2. Можно ли отказаться от оформления страховки при покупках в магазине?
  3. Могут ли мошенники звонить с официальных номеров банков?
  4. Сколько заплатят труженикам тыла Иркутской области?
  5. Где можно выбрать способ начисления платы за ТКО?
Какое место в Иркутске самое удобное для прогулок ?