0 1579

Новый старый завод. Тулунский стекольный решили возродить

Композитная арматура удобнее стальной, её можно просто свернуть в бухту и разместить в багажнике легкового автомобиля.
Композитная арматура удобнее стальной, её можно просто свернуть в бухту и разместить в багажнике легкового автомобиля. © / Из личного архива

Думаем, мало найдётся людей, особенно старшего возраста, кто не слышал про стекольный завод в Тулуне. Некогда он был одним из градообразующих предприятий города и его продукцию знали не только в Иркутской области, но и далеко за её пределами. В конце 90-х завод не смог вписаться в реальности новой экономики, и предприятие обанкротилось, а затем и прекратило существование.

И вот уже много лет мы чаще слышим о закрытии каких-то предприятий или о том, что на месте какого-то завода или фабрики вырос рынок или торговый центр. Новости же о том, что закрытое возродилось, заработало, бывают не часто. Но, похоже, у Тулунского стекольного появились шансы на вторую жизнь. Подробности - в беседе с инициатором проекта Денисом Шершеневым.

«Всё началось с 40 тысяч рублей»

Он родился и вырос в Тулуне, учился в Иркутске на инженера-электрика по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». После института три года отработал на железной дороге и решил уйти в собственный бизнес. Говорит, интересно было начать что-то «с нуля», своё, причём по специальности, в сфере связи.

- В 2005 году вместе с братом и другими единомышленниками решили заняться строительством оптоволоконных линий связи, - вспоминает Денис Павлович. - Стартовали с капиталом 40 тысяч рублей: на них купили ЗИЛ-130, с этого всё и началось. Вскоре заключили контракт с Транстелекомом на строительство линий связи, стали развиваться дальше, так и появилась компания «БайкалСвязьЭнергоСтрой».

С годами «БСЭС» превратился в группу компаний с разветвлённой структурой. В неё входят передвижные механизированные колонны, учебный центр, транспортный парк, торговый дом, трудится более 700 сотрудников. География работ - от Твери до Хабаровска, самый большой объём строительства на востоке страны: в Якутии, Амурской области, Хабаровском крае, Приморье.

Иван Бугреев, «АиФ в ВС»: И какой ваш профиль работ, чем занимаетесь?

Денис Шершнев: Вначале строили магистральные линии волоконно-оптической связи для операторов связи, энергетических компаний. Наиболее крупные проекты - магистральные ВОЛС для консорциума операторов на трассе Владивосток - Хабаровск. По заказу Ростелекома и Транстелекома выполнили строительство ВОЛС с переходом через реку Лену (впервые в истории Якутии) на участке Нижний Куранах - Томмот - Майя. До этого там была в основном спутниковая и радиосвязь. Выполняли контракт по оснащению Октябрьской железной дороги (Москва - Санкт-Петербург) устройствами безопасности: установили видеокамеры, тепловизоры. Очень сложный и дорогостоящий объект был, интересный с инженерной точки зрения. Когда со строительства магистральных линий операторы начали переходить на зоновые и оконечные, за ними пошли и мы. Открыли новое направление - строительство сетей широкополосного доступа. Начали смещать акценты, менять структуру наших механизированных колонн, для того чтобы они могли строить зоновые и городские ВОЛС, менять технопарк, обучать сотрудников. Открыли для себя и смежные отрасли - например, строительство высоковольтных линий электропередачи, стали развивать это направление. В июне 2012 года по оценке ведущей международной консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, которая провела исследование «Анализ и оценка перспектив развития российского рынка строительства сетей связи», мы вошли в топ-10 компаний, на которые приходится около 70% рынка. Эксперты поместили нас на восьмое место по объёму выручки и четвёртое по протяжённости линий.

Стеклокомпозиты и стеклопластик - материалы будущего.
Стеклокомпозиты и стеклопластик - материалы будущего. Фото: Из личного архива

Не просто стекло, а стеклопластик

- Это всё замечательно, но какое отношение имеет к Тулуну и стеклу?

- Да, наша компания находится в Иркутске, но всегда, когда бывал в Тулуне и видел развалины стекольного завода, у меня, можно сказать, «сердце кровью обливалось». Было обидно за то, во что превратился завод, продукция которого в своё время была известна на всю страну, в том числе благодаря качеству сырья, наших тулунских песков. Всегда была мысль, что пропадает отличное производство и уникальное сырьё, ведь там два месторождения, одно даже ещё не начинали разрабатывать. Всегда была мысль, что с этим нужно что-то делать. Сейчас деятельность группы компаний «БСЭС» выстроена, отлажена, в том числе в дистанционном режиме, учитывая географию работ. Мы для этого специально внедряли современные управленческие решения и систему контроля качества. Можно сказать, что появились время и возможность вернуться к моим давним мыслям о возрождении производства на Тулунском стекольном заводе.

Кстати:
Перед началом практических работ компания обязательно проведёт открытое обсуждение и общественные слушания. Это принципиальная позиция её руководства. Также компания позиционирует себя как максимально открытую для общественности и прессы, поэтому здесь всегда готовы ответить на любые вопросы журналистов и предоставить информацию о ходе реализации нашего проекта.

- И как планируете его возрождать?

- Сразу оговоримся: это не возрождение старого производства в чистом виде. Даже по профилю производства и продукции будет совершенно новое предприятие. Мы планируем заняться производством стеклокомпозитов, стеклопластиков. Сейчас стеклопластики получают распространение всё в больших отраслях и изделиях, это весьма перспективная тема. Стеклопластик - один из наиболее широко применяемых видов композиционных материалов, особенно - в самолётостроении, кораблестроении и космической технике. Из этого материала делают трубы, которые выдерживают большое гидравлическое давление и не подвергаются коррозии, корпуса ракетных двигателей твёрдого топлива, радиопрозрачные купола и обтекатели различных антенн... С развитием технологий обработки и изготовления сложных конфигураций спектр его применения значительно расширился: от дверных, оконных профилей, бассейнов, водных атракционов  до легкомоторных самолётов. Материал обладает очень низкой теплопроводностью (примерно - как у дерева), прочностью, как у стали, биологической стойкостью, влагостойкостью и атмосферостойкостью полимеров, не обладает недостатками, присущими термопластам. В общем, можно сказать, что это - материал будущего, состоит он из волокна из стеклянной нити и связующего вещества. Так что всё опять будет начинаться с производства стекла, со стеклянной нити.

Принципиальная позиция

- Да, применение действительно огромное. И вы всё это собираетесь выпускать?

- Не всё и не сразу. Начать хотим с производства стеклопластиковой композитной арматуры. У нас есть в регионе определённые проблемы со стройматериалами, есть дефицит, связанный в том числе со стоимостью их доставки. При этом композитная арматура по характеристикам во многом превосходит стальную, в первую очередь потому, что не подвержена коррозии. Кроме этого - вес, превосходство по удельной прочности и многое другое. Даже доставка для строительства на даче: нужное количество композитной арматуры можно просто свернуть в бухту и разместить в багажнике легкового автомобиля. Со стальной так не получится.

- А обычное стекло производить не собираетесь? Вообще, что будет представлять ваше производство, какие масштабы?

- Как уже сказал, на начальном этапе планируем заняться производством композитной арматуры. По областному телевидению видел сюжет о том, что в Тулуне в полукустарных мастерских местные мастера делают декоративные изделия из стекла. Тема довольно интересная, возможно, откроем небольшой цех и по производству таких изделий.

И, конечно, будем развиваться дальше. В прошлом году мы создали инновационный инжиниринговый центр совместно с ИрГТУ, у нас есть собственные патенты на комбинированные типы кабелей, на программные комплексы, методику производства работ. Думаю, научный потенциал нашего центра, преподавателей и студентов сможем использовать и в развитии технологий применения стеклопластика. Уверен, и в этой области нас ждёт множество патентов, которые сможем использовать для расширения предприятия и видов выпускаемой продукции. Начнём, вероятно, с предприятия на 250-300 человек, а со временем сможем выйти и на тысячу работников - с учётом всех направлений и сопутствующих сервисов. Причём это будут высокотехнологичные рабочие места. Для экономики такого города, как Тулун, это будет совершенно не лишним.

- И на каком вы сейчас этапе?

- В начале октября мы зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью «Тулунский завод стеклокомпозитов». Регистрация в Иркутской области, никаких Кипров, Каймановых островов и прочих офшоров, это наша принципиальная позиция. Сейчас ведём работу с Роснедрами по вопросу лицензии на местное месторождение песка, также ведём работу по определению площадки. Прежняя территория завода представляет собой фактически руины. Там нужно либо всё расчищать и строить заново, либо сразу выбирать другую площадку. Надеемся в этом вопросе на понимание со стороны местных властей. Выбираем производителя оборудования, разрабатываем инвестиционный проект.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. …есть ли польза в мёде-креме?
  2. Где проходит выставка памяти семьи императора Николая II?
  3. Иркутскую об­ласть включили в федераль­ную программу по развитию туризма?
  4. Идет ли надбавка к пенсии за стаж?
  5. Как правильно поливать огород?

Как вы относитесь к инициативе сноса памятка Колчаку в Иркутске?