Юлия Вяткина 0 102

Отдать швартовы! Экспедиция «Байкал-Аляска» отправилась в плаванье

Все материалы сюжета Экспедиция Байкал-Аляска

Историко-географический проект «Байкал-Аляска» организаторы готовили целых четыре года, совершая плавания по рекам Сибири каждое лето.

Катамаран «Искатель» стартовал из Иркутска по Ангаре.
Катамаран «Искатель» стартовал из Иркутска по Ангаре. © / Юлия Вяткина / АиФ

30 мая 2017 года катамаран «Искатель» отправился в путь, по которому больше двухсот лет назад двигались знаменитые сибирские купцы и исследователи, направляющиеся в Русскую Америку. Корреспондент «АиФ в ВС» побывал на торжественном отплытии и  поговорил с членами команды о предстоящем путешествии.

Пройти непроходимое

В наш век, когда большинство предпочитает быстрые авиаперелёты и удобные отели, затея участников экспедиции, которые рискнули потратить три месяца на суровые странствия в экстремальных походных условиях, кажется безумной. Но в то же время многие считают, что  как раз таких сумасшедших идей и, главное, их воплощения не хватает нашему обществу.

Весь маршрут впервые за 150 лет пройдут непрерывной нитью, он состоит из шести этапов, и каждый сразу будет сменяться другим. Команда одного отрезка – от шести до восьми человек. «Случайных» людей в этом водном походе нет – набирали только опытных туристов. Всего в экспедиции примут участие 25 человек, большинство из них иркутяне, но есть и путешественники из Москвы, Новосибирска и других российских городов. Кто-то пройдёт один этап, кто-то два-три этапа, но весь маршрут намерен одолеть только один человек – технический организатор экспедиции Роман Неудачин. С Иркутском он прощается на все три месяца, а катамаран, смеясь, уже называет своим домом.

Члены экспедиции.
Члены экспедиции. Фото: АиФ/ Юлия Вяткина

В первый этап - от Иркутска до Северобайкальска - отправились семь человек. До крайней точки севера озера по плану должны добраться 6 июня.

Внутренняя наполненность маршрута «Байкал-Аляска» огромна: несколько столетий назад по нему шли невероятно отважные люди, ведь он считался непроходимым – в пути и голодали, и умирали, а тонны товаров иной раз приходилось переносить на руках. Даже сейчас, в XXI веке, если застрянешь в северных просторах, выбраться будет практически также сложно, как и сотню лет назад. Спасёт только авиация. Есть участки рек, где за 600 км может не встретиться ни одно поселение, а вокруг будет только тайга и звери. Самый сложный отрезок ждёт ребят перед Аляской - в Охотском море, которое известно своей «неспокойностью», и в Тихом океане, где всегда подстерегают шторма.

Судно без ошибок

«Северные широты как-никак,  поэтому ожидаем свежую прохладную погоду, - шутят участники. Но ведь не зря же подготовка к экспедиции длилась несколько лет: все возможные опасности проработали, установили постоянную спутниковую связь, запаслись серьёзной экипировкой».

Всё путешествие пройдёт на парусно-надувном катамаране разборного типа. Когда это судно подплыло к ледоколу «Ангара» и перед наблюдателями предстал небольшой плот с палаткой. Наверняка, первой мыслью тех, кто видел его впервые, был вопрос: «Как на нём выйти в открытый океан?». Но организаторы уверили, что выбрали самый надёжный для их целей «транспорт». На старте экспедиции присутствовал создатель судна - Анатолий Кулик из Новосибирска. Знаменитый 63-летний конструктор и путешественник на таком катамаране проделал кругосветное плаванье.

«Наша команда шесть лет назад прошла на таком судне больше 30 тысяч миль через три океана, - рассказывает он. - За всё время были только мелкие поломки, которые легко устранялись. Катамаран вытерпел «побои» от острых как бритва рифов. Для «Искателя» я конструкцию усилил и думаю, то, что ломалось у нас, уже не сломается».

Протяжённость всего маршрута экспедиции  - 11 тысяч км, из них только примерно 300 км придётся на сушу - нужно будет преодолеть два хребта (Даван на севере Байкала и Джугджур в Хабароском крае) и перевезти через них на машинах катамаран.

Путь в глубину истории

«Байкал-Аляска» не просто занятное путешествие для экстремалов и способ «приманки» туристов, у экспедиции мощный исторический бэкграунд. Именно история и стала главным мотивом похода.

«Иркутск - уникальное место, в XVIII веке здесь находилось адмиралтейство, навигацкая школа. Город был сосредоточением всех экспедиций, которые отправлялись на восток. Только Григорий Шелехов организовал как минимум пять крупнейших экспедиций к берегам Японии и Северной Америки», - отмечает Наталья Волкова,  директор музея Г. И. Шелехова, которая больше 25 лет занимается изучением маршрутов известного купца.

В 90-годы прошлого столетия молодёжь Шелеховского района поставила перед собой задачу - пройти по пути человека, чьим именем названа их малая родина. Они совершили несколько экспедиций: сплавлялись по Лене до Якутска, исследовали верховье реки, ездили на Камчатку. И за это время собрали материал, на основе которого удалось создать существующий сейчас музей.  На этом «странствия» его сотрудников не закончились, например, сама Наталья Волкова побывала на Аляске, а одна из последних «командировок» музея пришлась на 2015 год - шелеховцы отправились в Охотск, откуда все мореплаватели и купцы отправлялись в плаванье по Тихому океану.

Флаг Русского географического общества тоже отправится в экспедицию. Фото: АиФ/ Юлия Вяткина

«Но остались ещё не пройденные пути, - добавляет Наталья Ивановна. -  Поэтому мы станем участниками одного из этапов «Байкал-Аляска» - в конце июля отправимся на Камчатку и остров Беринга, где 1783-84 году «зимовал» Шелехов».

Ещё с одной исторической миссией во второй этап экспедиции - от Северобайкальска до Якутска -  отправится сотрудник иркутского областного краеведческого музея Сергей Норвайшас. Его задача -  изучить места, где бывала и другая известная в наших краях личность - святитель Иннокентий Вениаминов. Церковный деятель также добирался и до Камчатки, и Северной Америке.

«Эти истории действительно воодушевляют: два-три века назад люди отправлялись в такие грандиозные путешествия, совсем не зная, что их ждёт, а для большинства из нас сейчас неизвестность начинается уже через 200-300 км от города, - говорит организатор экспедиции, директор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич. - Но мы живём на круглой планете, и иной раз забываем, что с правой стороны карты находится наш сосед - США и от Иркутска действительно можно ездить до Аляски. Меня ведь все наперебой убеждали – дороги нет. Понятно, что тот путь, по которому товары перевозили на собаках и лошадях, уже давным-давно зарос и исчез, но мы нашли водную дорогу и хотим доказать, что есть много забытых, но интересных мест. А главное – до них реально добраться».

На следующий день после старта экспедиции Анатолий отчитался:

«Байкал встретил нас по-отцовски - без лишних церемоний дал нам шквального ветра. Мы сочли это заботливой тренировкой перед дальними краями, чтобы уже сейчас подготовиться к суровым северным переходам».

Уже понятно, ветер будет постоянным сопровождающим путешественников, значит, остаётся только пожелать, чтобы он был попутным.

Кстати

Любой может отследить, где плывёт катамаран «Искатель» в режиме реального времени. Для этого нужно зайти на сайт www.baikal-alaska.ru.  Там же будут выкладывать «сводки» с судна и фотоотчёты.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как начинающим пловцам в Иркутске попасть в школу олимпийского резерва?
  2. Как себя вести при неожиданной эвакуации?
  3. Продолжается ли в Ирутске акция «ЭКОбомба»?
  4. Что стало с САПЭУ?
  5. Когда в Иркутск придёт осень?

Оставляете ли вы свои персональные данные в магазинах и проч?