aif.ru counter
Оксана Цепилова 6 61440

Смерть с небес. В Иркутске вспоминают страшную катастрофу 1997 года

72 жизни унесла авиакатастрофа 1997 года в Иркутске. Жители микрорайона, на который упал самолет Ан-124 с двумя истребителями на борту, до сих пор со слезами на глазах вспоминают трагические события того времени.

Страшная трагедия оставила в сердцах иркутян неизгладимый след.
Страшная трагедия оставила в сердцах иркутян неизгладимый след. © / Борис Слепнёв / Иркипедия.ру

Ровно 20 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.

Ан-124  «Руслан» – это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.

6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.

От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

О событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин, подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:

Игорь Уткин

«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».

К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.

Ликвидация пожара. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

«После падения начался страшный пожар, - продолжает Игорь Уткин. – Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».

К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.

«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», - рассказывает Игорь Уткин.

Дом №45 по улице Гражданской. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, - вспоминает Наталья Бочкарникова. – В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне... Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».  

Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.

«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, - рассказывает иркутянин Андрей Николаев, - Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».

Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников

Во время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.

«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. – На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».

Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

В Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.

В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.

Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.

Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв

Виновные не названы

Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров.  Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.

Министр МЧС Сергей Шойгу, который, кстати, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы,  выразил мнение, что экипаж не виноват  в падении самолета. Пилоты были более чем опытные, командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

Некоторые из жителей поселка авиастроителей уверены, что пилоты не разогрели двигатели и топливо, именно поэтому самолет не смог набрать высоту. Многие свидетели утверждают, что жертв было бы куда больше, если бы самолет пролетел еще несколько метров и упал на более густо застроенную территорию.

Самую невероятную версию трагедии выдвинул писатель Андрей Таманцев в своем романе «Угол атаки». В основе сюжета – происки американских спецлужб, которые якобы  пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Память о трагедии

Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.  

Храм Рождества Христова. Фото: Из личного архива/ Роман Сизых

Светлый, высокий храм открыл свои двери уже в октябре 1999 года. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе  близких. Рядом с церковью  установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, по числу жертв.  

Мемориал погибшим в авиакатастрофе. Фото: Из личного архива/ Роман Сизых

Детский дом тоже реконструировали в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.

Редакция выражает признательность за предоставленные фотоматериалы Борису Хлебникову и Борису Слепнёву, а также всем, кто поделился с нами своими воспоминаниями. Выражаем благодарность пресс-службе регионального МЧС за сотрудничество.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Валерий Широков
    |
    13:45
    17.01.2015
    2
    +
    -
  2. Astur
    |
    22:56
    06.12.2014
    2
    +
    -
    Трагедии лет и лет, а все равно пиндосы виноваты
Комментарии (6)
  1. Astur
    |
    22:56
    06.12.2014
    2
    +
    -
    Трагедии лет и лет, а все равно пиндосы виноваты
  2. FlyingCat
    |
    00:32
    07.12.2014
    0
    +
    -
    Astur: у них во всем виноват кто-то другой, даже в собственной глупости винят америку
  3. Леонтий Шафиров
    |
    19:19
    14.01.2015
    2
    +
    -
    Эта трагедия (как и последующие авиатрагедии в Иркутске) была запрограмирована. Если аэропорт находится среди жилых кварталов, то вопрос времени, когда очередной борт рухнет на головы обывателей, привыкших к рёву самолётов, снижающихся по глиссаде в нескольких десятках метров над ними. Вопрос только в размерах этого самолёта и числе потенциальных жертв на его борту и на месте падения. К сожалению, власти Иркутска много лет отмахивались от этой опасности, да и в число виновных не попали, поскольку к ответственности привлекли как всегда тех, кто был на поверхности - авиатехнарей, поставщиков горючего. Пнули украинскую фирму Сичь, изготавливавшую двигатели, а основные условия для этого ЧП - нахождение аэропорта в черте города - вроде как не заметили. Так же как через несколько лет, когда самолёт выкатился за полосу и врезался в бетонный забор гаражного кооператива, построенного там, где его не должно быть. Кстати, прокуратуре Иркутской области было бы неплохо вернуться к этому вопросу.
  4. Валерий Широков
    |
    13:45
    17.01.2015
    2
    +
    -
  5. segaanntey
    |
    12:11
    18.03.2015
    0
    +
    -
    Ужасно.... очень ужасно.... гибнут ни в чем не повинные люди. Подобное произошло 9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле, когда спортивный самолет врезался в скопление людей на театральной площади... об этом вообще никто не вспоминает... печально это, очень печально...
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Где воспитывают особых дошколят?
  2. Можно ли отказаться от общения с коллектором?
  3. Кого ждут на образовательном салоне?
  4. Где выдают электронный родовой сертификат?
  5. Чем можно кормить птиц зимой?

На чем экономят иркутяне в кризис?