Софья Мишина 0 797

Стройка года. Реконструкция Байкальского трактата поражает масштабом

На главной дороге, ведущей к Байкалу, развернуты масштабные работы, каких не было уже полвека - с момента строительства этой трассы.

Путь к Байкалу - визитная карточка Иркутской области.
Путь к Байкалу - визитная карточка Иркутской области. © / Из личного архива

К  концу октября 2015 года устаревший двухполосный проезд участка Байкальского тракта превратят в современную широкую магистраль в четыре полосы, построят два путепровода и заменят все коммуникации.

«Наше новое лицо»

Заур Курбайлов

- Протяжённость участка реконструкции - почти 4 километра, в новую дорожную одежду нужно будет «одеть» с 8 по 12 километр. Но ведь дорога состоит не только из земли и асфальта - на этом отрезке мы должны заново смонтировать все инженерные коммуникации: линии электропередачи, сети связи, наружные сети водоснабжения, канализации, освещения. Кроме того, нужно построить два путепровода (на съездах Листвянка - Иркутск и Листвянка - ИСХИ) и поставить искусственные сооружения - 7 водопропускных труб, а это едва ли не самый сложный этап во всём проекте, - рассказывает Заур Курбайлов, генеральный директор ООО «ЗБСМ МК-162» - предприятия, уже почти 40 лет известного в области как Мехколонна-162. Именно этой организации доверили выполнять абсолютно все работы по реконструкции самого главного и сложного участка Байкальского тракта.

Фото: Из личного архива

Удивительно, но на такой большой объём работ специалистам дали всего девять месяцев. Несмотря на то, что проектировщики на бумаге выделяли на масштабное строительство дороги почти 2 года, на деле сроки «починки» существенно сократили. Причина: экспертиза проекта прошла слишком поздно. Впрочем, строители настроены решительно:

- За девять месяцев мы должны «перелопатить» весь объём работ и к концу октября сдать готовую трассу под ключ, и раз мы подписались под договором, то нет сомнений в том, что это сделаем, - убеждён Заур Курбайлов. - Такого ещё ни разу не было, чтобы мы взяли какой-то объект и не сдали его в отличном качестве и вовремя. А за такой грандиозный проект, как реконструкция Байкальского тракта, тем более взялись с большим энтузиазмом: мы считаем, что эта дорога - новое лицо и нашего предприятия, и Иркутской области.

Фото: Из личного архива

Без праздников и выходных

Для того чтобы по новой трассе и мостам-путепроводам уже осенью поехали первые автомобили, работа идёт без остановки - исключения не делают даже для праздников и выходных. Днём и ночью в две смены на объекте трудятся почти 500 человек: строители, машинисты бульдозеров и экскаваторов, токари, фрезировщики, монтажники, мостостроители, машинисты буровых станков, взрывники - перечень специалистов можно продолжать ещё долго.

Результат такой напряжённой работы уже виден: стройка идёт с опережением графика примерно на месяц - все инженерные коммуникации смонтированы на 98%, земельное полотно готово на 90%.

- Мы уже завезли на объект все материалы, необходимые для непосредственного строительства, начиная от металлоконструкций для двух путепроводов и вплоть до битума, необходимого для самостоятельного производства асфальта. Кстати, высокопрочный щебень мы тоже производим сами: у нас есть свой карьер в Иркутске, - объясняет генеральный директор.

По его словам, на стройке нет никаких серьёзных проблем, которые могли бы помешать запустить новую дорогу в срок, а все текущие вопросы решаются очень быстро - каждый четверг на уровне правительства области проходит отдельное совещание, посвящённое Байкальскому тракту.

Фото: Из личного архива

Такое внимание властей не-удивительно, если учитывать, что объект почти стратегический: трасса из Иркутска в Листвянку - одна из самых «густонаселённых» дорог региона: за день по ней проезжают больше 20 тысяч автомобилей (хотя первоначально её рассчитывали всего на 5 тысяч). К тому же после реконструкции участок трассы поменяет категорию - с третьей на первую, а к таким объектам, как говорит глава предприятия, у государства всегда самые высокие требования.

Кстати:
Байкальский тракт раньше называли президентским: первую настоящую дорогу на Байкал проложили 50 лет назад в ожидании американского президента Эйзенхауэра, который мечтал посмотреть своими глазами на «колодец планеты». Тогда асфальт от Иркутска до Листвянки уложили с невероятной скоростью - всего за несколько месяцев. Президент в Сибирь так и не приехал, а вот построенная на скорую руку дорога осталась, причём до сих пор - в таком же состоянии, что и полвека назад. О её реконструкции начали говорить ещё 30 лет назад, но взялись за работу только сейчас.

От Урала до Сахалина

За сухой официальной формулировкой «сделать дорогу под ключ» на самом деле стоит титанический объём работы, начиная с нуля - от вырубки деревьев и заканчивая установкой ограждений, шумозащитных экранов и современных автобусных остановок. Сложно поверить, но все эти разноплановые работы может выполнить всего одна организация, не привлекая дополнительных подрядчиков.

Камиль Курбайлов

Как говорит почётный строитель России, председатель правления ООО «ЗБСМ МК-162» Камиль Курбайлов,  предприятие - едва ли не единственное  от Урала до Сахалина, способное справиться с таким широким профилем работ: самостоятельно сделать земляное полотно, провести буровзрывные работы, уложить водопропускные трубы, изготовить и постелить асфальт, построить мосты.

Хотя изначально предприятие было задумано для выполнения только земляных работ. Организацию образовали в Железногорске-Илимском 1 апреля 1976 года для строительства Байкало-Амурской магистрали и вторых путей БАМа.

- Первым её начальником был Валентин Яковлевич Хитров, - вспоминает Камиль Магомедович. - Он работал на предприятии до 1990 года, а потом эту должность предложили мне, и я согласился. Больше 30 лет мы базировались в Железногорске, а три года назад перенесли свою базу в Иркутск. Наша организация «родилась» в самом сердце Сибири и всю жизнь провела там же.

Естественно, только великим БАМом список достижений предприятия с огромным опытом не ограничивается - строители давно вышли за пределы родного Приангарья, даже трудились в Смоленской области, возводили дорогу вахтовым методом.

Среди самых крупных объектов - Амурско-Якутская магистраль, подъездной путь к Чинейскому месторождению руд в Читинской области, дорога к Усинскому бассейну марганцевых руд в Кемеровской области и Республике Хакасии, а также  реконструкция Коршуновского тоннеля, обустройство Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство автодороги от него на Талакан.

Фото: Из личного архива

- Мы даже реконструировали дорогу на Лунский залив на Сахалине для американцев, - улыбается руководитель предприятия. - Это был, пожалуй, наш самый далёкий от дома участок. Перелёты отнимали очень много времени, но работа ни на день не останавливалась. Строили, кстати, вместе с американцами, но никакого разделения на своих и чужих не было, жили дружно, случалось - даже праздники вместе отмечали. Вот и получается, что знают о нашем предприятии до самого Сахалина, и наша визитная карточка - это дороги, которые мы построили.

Между тем Байкальский тракт - не единственный проект, которым сегодня занимается организация, хотя именно на эту дорогу брошено большее количество сил. Также сейчас предприятие ведёт реконструкцию федеральной трассы М55 на 96-м километре у Култука и строит автомобильную дорогу Братск - Чуна - Тайшет.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько цветов высадят в Иркутске летом?
  2. Идет ли надбавка к пенсии за стаж?
  3. Как правильно поливать огород?
  4. Тройка наших. Кто из иркутских футболистов выступит на мундиале?
  5. Опасаться ли горностаевой моли в этом году?

Вы когда-либо сталкивались с коллекторами, которые «выбивают» долги?