aif.ru counter
Дарья Галеева 0 87

Уникальное торговое предложение. Как выгоднее «продать» Байкал туристам?

27 сентября весь мир отметил День туризма. Этот праздник придумали почти 40 лет назад, чтобы не только пропагандировать путешествия, но и освещать вклад туризма в экономику

Байкал, как говорят бизнесмены, это УТП – уникальное торговое предложение.
Байкал, как говорят бизнесмены, это УТП – уникальное торговое предложение. © / Ксения Мирная / АиФ

Эксперты туротрасли Иркутской области, да и России в целом, считают, что Байкал (именно как достопримечательность) мог бы приносить в экономику региона вклад и побольше, учитывая, что озеро, как говорят бизнесмены, это УТП – уникальное торговое предложение, какого больше нет нигде в мире. А чтобы «продавать» его путешественникам более выгодно, при этом не увеличивая антропогенную нагрузку на природу, нужно искать новые смыслы и подходы к путешествиям по Прибайкалью.

Брусничное «сафари»

Ангарчанина Александра Деева многие жители Иркутской области знают, как волонтёра «Отряда 15.08» – добровольческого движения, которое спонтанно зародилось в августе 2015 года, когда страшно полыхал лес вокруг Байкала. Тогда профессиональные пожарные не смогли бы спасти сибирскую тайгу без помощи неравнодушных жителей. Сейчас Александр тоже связан с лесом, но уже с «мирным», приносящим ягоды, грибы, орехи. Он – председатель правления федеральной ассоциации «Дикоросы», которая объединяет предпринимателей и организации, использующих дары природы.

Как рассказывает Александр, у представителей ассоциации возникла идея: почему бы не устраивать для путешественников туры, связанные со сбором дикоросов? Гости могли бы не только насладиться видами Байкала, но и непосредственно прикоснуться к его дарам – собрать лукошко маслят или корзинку брусники. 

«Такие туры могут быть интересны европейцам, они очень любят продукцию из лесных ягод, грибов, орехов. Из России в Европу отправляются приличные партии заготовок, джемов, солений. Да и жители некоторых регионов нашей страны с радостью откликнулись бы на такое предложение. Многие наши соотечественники, особенно живущие в крупных городах, видят ягоды только на полках супермаркетов – замороженные или в «формате» варенья, им бы тоже было интересно полакомиться свежей черникой, например. Иркутская область – самый лесной регион России, и подобная ниша экотуризма была бы здесь очень востребована. Кстати, туры за брусникой или клюквой (а их, как известно, собирают осенью) могли бы ещё и продлить туристический сезон в Прибайкалье минимум на месяц», – говорит Александр.

Он называет подобные путешествия сибирским сафари, которое не нанесёт вреда природе. По словам Деева, у региона такой большой потенциал в сфере дикоросов, что даже если сотня тысяч французов или англичан соберёт по литру ягод, мы не обеднеем: и самим останется, и на экспорт отправить хватит. Ангарчанин говорит, что ассоциация ждёт бизнесменов, которые бы могли эту идею подхватить.

«Приглашаем цифровых кочевников!»

Эксперты считают, что туризм как отдельная отрасль потихоньку себя изживает. Это мировой тренд. Путешествия для многих уже вышли за пределы классического отдыха, когда хочется две недели расслабляться на пляже. Современные туристы, особенно те, кто готов оставить в путешествии приличную сумму, хотят достигнуть нескольких целей – отдохнуть, чему-то научиться, а может быть, параллельно даже поработать.

Председатель Иркутского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Роман Ищенко рассказывает, что есть ещё одна интересная идея – создать на Байкале центр для «цифровых кочевников», то есть для фрилансеров, которые не привязаны к офису и могут работать удалённо из любой точки земного шара. В основном, это, конечно, работники IT-сферы.

«Мы обсуждали эту идею со специалистами Министерства цифрового развития РФ в Москве, и они сказали: «Ребята, это уникальная идея, её до сих пор никто не предлагал, а ведь под неё можно и федеральную поддержку получить». Такой центр находится на стыке делового туризма и образовательного. Чтобы затягивать к нам мировых фрилансеров, нужно создать для них среду – и инфраструктурную, и содержательную Хорошо, если они смогут, работая здесь, посещать мастер-классы, тренинги, конференции», – поясняет Роман Ищенко. 

Он говорит, что люди будут готовы ехать к озеру и за знаниями, если появится соответствующее предложение. Пока же, по словам Ищенко, образовательный туризм на Байкале развит достаточно слабо. Как пример успешного проекта он привёл только детский лагерь в Большом Голоустном, который работает совместно с федеральным образовательным центром. Лишь на 1,5%, как считает эксперт, раскрыт потенциал научного туризма на Байкале: он есть, но пока узкопрофессионален.

«А Байкал, как уникальный объект для исследования, мог бы быть «вкусным пирожком» для любого научного деятеля. У нас ведь так много объектов показа самых разных тематик. К примеру, в посёлке Большие Коты есть «Точка номер один», где учёные с 1945 года каждые десять дней ведут наблюдения: изучают биоту, берут пробы воды, смотрят на другие показатели. Это же самый длинный ряд «биг дейты» («больших данных». – Прим. ред.) в мире! Это точно можно превратить в шикарную достопримечательность, которая заинтересует многих. Особенно зимой, когда данные пробы берут прямо со льда. Это же целое шоу! И я не говорю про более серьёзные исследования, «открыв» которые мы крепко привяжем к Байкалу множество мировых учёных», – говорит Ищенко, уточняя, что есть смысл развивать и медицинский туризм (так как реабилитация больных у озера проходит лучше), а также деловой.

«Многие туристы приезжают на Байкал «проездом», заедут на пару часов в Листвянку, съедят рыбу – и обратно, а эффект влюблённости в озеро не успевает возникнуть. Для этого путешественникам надо просто побыть у Байкала в других условиях. Если мы под таким углом начнём смотреть на туризм, то у него возникнет совершенно иная функция», – резюмирует эксперт.

Туризм на аутсорсинге

Директор управления продаж крупному и среднему бизнесу одного из банков Наталья Волощенко:

«Начну с биологии: все знают, что муравьи – большие трудяги и работают коллективом. Но на самом деле у них есть одна особенность: если они видят какой-то груз – каждый подходит и толкает его вперёд. Но так как груз они обходят кругом, получается, что тянут его в разные стороны и побеждает та сторона, где больше муравьёв скопилось. А ведь они могли бы переместить груз гораздо быстрее, если бы тянули его в одну сторону, скоординировав свои усилия. Мне кажется, что с туризмом на Байкале та же история: чтобы привлечь в регион инвестиции, нужно «тянуть» туризм в одну сторону, важен комплексный подход к нему. Мы же понимаем, что турист, особенно высокого класса, готовый потратить существенное количество денег и улучшить нашу экономику, не поедет туда, где грустные жители, где у них нет работы, где царит преступность и где вообще не очень любят этих туристов. 

По всему миру идёт изменение потребительского поведения и жизненной модели путешественников, а значит, меняются и подходы к продвижению территории. Меня впечатлил рассказ об одном из транзитных железнодорожных вокзалов Швейцарии. Там стоит экран, на котором идёт трансляция из деревеньки, где живёт фермер. Он в режиме реального времени общается с гостями, которые подошли к этому экрану и приглашает посетить их село, пока путешественник ждёт другого поезда. Может быть, в этой деревне и нет ничего, кроме барашков на склонах и бородатого фермера, но он ещё и предлагает взять билет до его станции бесплатно. И туристы едут! Мы подходим к тому, что невозможно только правительству думать о комплексности, развитии, здесь очень важен «аутсорсинг» – то есть привлечение и жителей региона».

Мнение  власти

Замначальника Управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Ростуризма Виктория Роганова (выступила на площадке II Байкальского международного водного форума в Иркутске):

«В следующем году заработает новая федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», рассчитанная на шесть лет. Это не продолжение действующей программы, которая заканчивается в декабре текущего года, а документ с принципиально новыми подходами. Один из них – стимулирование предпринимательских инициатив через субсидии и общественных – с помощью грантов. Поле для поддержки здесь велико, Ростуризм готов рассматривать любые предложения как от бизнеса, так и от общественников. К примеру, помощь можно получить на создание сувенирной продукции, даже на строительство биотуалетов в экологических территориях.

В новой программе мы выделили пять приоритетных видов туризма по территориям: культурно-познавательный (Центральная Россия, Русская Балтика, Урал), активный (Сибирь), круизный (Приморье, Русская Арктика, Амур, Камчатка, Сахалин), оздоровительный (Черноморское побережье, Кавказ, Приволжье) и экологический (Байкал).

Если говорить о перспективном инвестиционном проекте «Байкал», скажу, что с 2019 по 2021 год в программу вошли два проекта: «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Великий чайный путь» в Бурятии.

Сейчас объём финансирования программы в целом на все годы и для всех территорий установлен на уровне 286,4 млрд рублей».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Прошлогодний рекорд не побили?
  2. Когда фильмы фестиваля «Человек и Природа» привезут в глубинку?
  3. Когда предпринимателю будет легче найти деньги?
  4. Почему для управления лодкой до 200 кг не нужно удостоверение?
  5. …есть ли польза в мёде-креме?

Где лучше всего проводить осенний отпуск?